Пояснительная
записка
Программа разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта Примерной
основной образовательной программы начального общего образования
учебно-методического комплекса «Школа
России» авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева.
Цель: - способствовать
освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров
профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно - прикладное,
архитектура, дизайн)
- содействовать
развитию эмоционально-ценностного воспитания произведений профессионального и
народного искусства окружающего мира
- достижение школьниками личностных, метапредметных,
предметных результатов.
Программа является
составной частью основной образовательной программы начального общего
образования МОУ Гремучинской СОШ №19 . Так как УМК «Школа России» разработан в
соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и
конкретно-методического характера, то его применение для организации учебного
процесса позволит обеспечить достижение младшими школьниками планируемых
результатов, отвечающих требованиям современного образования.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени
начального общего образования у обучающихся:
·будут сформированы основы художественной культуры: представление
о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве
и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях
языка искусства;
·начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и
воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться
основы анализа произведения искусства; будут проявляться
эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и
художественный вкус;
·сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности —
способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о
добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных
поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания
нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви,
взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности
за другого человека;
·появится готовность и способность к реализации своего творческого
потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся
трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру,
диалогичность;
·установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных
культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни
родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная
земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных
традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
Обучающиеся:
·овладеют практическими умениями и навыками в восприятии
произведений пластических искусств и в различных видах художественной
деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре,
художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
·смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую
оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к
природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных
формах художественно-творческой деятельности;
·научатся применять художественные умения, знания и представления
о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических
задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ - средств;
·получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений
жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
·смогут реализовать собственный
творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об
изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических
задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций
в повседневной жизни.
Продолжительность
обучения – 30 часов (1 час в неделю).
Для
реализации программы по ИЗО используется учебно-методический комплект по изобразительному искусству Б.М.
Неменского, В.Г. Горяева. – М.: Просвещение, 2008
Программа имеет
следующую структуру:
-пояснительная записка;
-общая характеристика учебного предмета;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
-ценностные ориентиры содержания предмета;
- планируемые результаты освоения программ;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование;
- материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Ценностные ориентиры
содержания учебного предмета
В процессе изучения
изобразительного искусства развиваются творческие способности, проектные,
художественно-трудовые, нравственно-художественные задачи. Оно ориентирует на
эмоционально- эстетическое восприятие произведений профессионального искусства,
на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и
литературы, к реальным людям, животным. Содержание программы предполагает
овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по
памяти, представлению; освоение приёмов создания художественных образов с
использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия,
силуэт, форма, пропорции, композиция).
Планируемые результаты освоения
программы
Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием
личностных, познавательных, регулятивных действий.
Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия
для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной
деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира.
Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и
способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества
и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании
продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к
регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и
организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие
выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения
будущего результата и его соответствия замыслу.
В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной
культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных,
национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование
гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и
вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения,
способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.
|