Программа
по учебному предмету «Окружающий мир».
Пояснительная
записка.
Программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утверждён 6 октября 2009 года №373Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Начальная школа (составитель Е. С. Савинов- 2 издание переработанное.- М.:
Просвещение, 2010г, авторской программы Плешакова А.А. учебно-методического
комплекта «Школа России».
Курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас»)
в начальной школе - часть единого
непрерывного курса обучения в УМК «Школа
России», поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения курса окружающий
мир в основной школе. Обучение по УМК
«Школа России» носит деятельностный, личностно – развивающий характер.
Цель изучения курса «Окружающий мир» («Мир
вокруг нас») в начальной школе –
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе
единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного
осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Важнейшими задачами обучения
в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов
действий, обеспечивающих возможность
продолжения образования в основной школе.
Спецификой курса «Окружающий мир» («Мир
вокруг нас») является интегративный характер, соединяющий природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал
естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного видения
мира в его важнейших взаимосвязях.
На изучение курса «Окружающий мир»
(«Мир вокруг нас») отводится 270 часов.
Данная программа составлена для 1
класса.
В первом классе предмет «Окружающий мир»
(Человек, природа, общество) является
обязательным и входит в Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации в инвариантную часть. В первом классе на
изучение курса отводится 66 часов в год, при учебной нагрузке 2 часа в неделю.
Цель
изучения предмета «Окружающий мир» (Человек, природа, общество) в первом классе: ознакомление
детей с предметами и явлениями природы и общественной жизни, развитие интереса
к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви
к своему селу, к своей Родине.
Задачи изучения предмета в первом
классе:
формировать
природоведческие понятия: природа, неживая природа, живая природа, дикие и
домашние животные и др.
научить
определять конкретные природные объекты и выделять их существенные признаки
(вода, различные виды растений и животных).
познакомить с некоторыми способами
изучения природы (наблюдение в природе, опыты,).
воспитывать гуманное
отношение к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде,
следование которым составляет основу
экологической культуры личности.
Учебное содержание в каждой теме
выстраивается по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир
людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология.
В процессе изучения предмета
«Окружающий мир» (Человек, природа, общество) используются разнообразные методы и формы
обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы, выполняют практические
работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта
деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием,
просмотром диапозитивов и видеофрагментов. Для успешного решения задач курса
важны экскурсии и учебные прогулки. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и
учебные пособия:
Плешаков
А.А. «Окружающий мир». 1 кл. М.: Просвещение, 2010 г.
Плешаков
А.А. «Окружающий мир». 1 кл. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 кл. М.:
Просвещение, 2010 г.
Программа
имеет следующую структуру :
-
пояснительная записка;
-общая
характеристика учебного предмета;
-
место учебного предмета в учебном плане;
-
ценностные ориентиры содержания предмета;
-
планируемые результаты освоения программы;
-
содержание учебного предмета;
-
тематическое планирование;
-
материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В процессе
освоения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего
образования:
• получат
возможность расширить, систематизировать представления о природных и социальных
объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных
знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
осознать своё место в мире ,приобрести
опыта общения с людьми, обществом и природой;
• познакомятся с некоторыми
способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить
наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые
причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием
человека;
• получат
возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся
создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации
в поддержку собственных сообщений.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей
экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Планируемые результаты и
содержание учебного предмета.
В программе представлены
планируемые результаты и содержание учебного предмета для 1 класса.
В
таблице 1. представлено содержание учебного предмета, планируемые результаты(
предметные (базисный и повышенный уровень), универсальные учебные действия :
познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные.
Предметные умения выражены в
учебных действиях школьников и соотносятся с каждым из разделов. Универсальные
учебные действия представлены списком, так как их развитие происходит на всем
содержании учебного предмета.
|