Пояснительная
записка
Программа
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утверждён 6 октября 2009 года №373Примерной
основной образовательной программы образовательного
учреждения. Начальная школа (составитель Е. С. Савинов- 2 издание
переработанное.- М.: Просвещение, 2010г, авторской программы Л.Ф.Клеманова,
М.В.Бойкиной. учебно-методического комплекса «Школа России».
Всего на курс «Литературное чтение» отводится 448
часов.
В 1 классе отводится 40 часов, 4 часа в неделю.
В первом полугодии предмет «Литературное
чтение» входит в курс обучения грамоте и обеспечивается учебником «Азбука»,
часть 1. Во втором полугодии – учебниками «Азбука», часть 2 и «Литературное
чтение». Уроки литературного чтения проводятся после окончания обучения чтению.
Основная цель уроков литературного
чтения в начальных классах помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию
богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства
художественного слова; обогатить читательский опыт.
Цель
программы:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
отражает:
·
понимание литературы как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций;
•
осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в
систематическом чтении;
•
понимание роли чтения, использование разных видов
чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать
в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
•
достижение необходимого для продолжения образования
уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа
и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
•
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Систематический курс «Литературное чтение» включает
разделы: круг детского чтения, виды речевой и читательской деятельности, опыт
творческой деятельности.
На протяжении четырёх лет учащиеся овладевают
рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, приёмами выразительного
чтения, осваивая сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного. Программа
уделяет особое внимание работе с текстом художественного произведения. Анализ
художественного текста, анализ образных средств языка способствует формированию
и развитию личностных и метапредметных умений школьников.
Программа
имеет следующую структуру:
1. Пояснительная
записка;
2. Общая
характеристика учебного предмета;
3. Место
учебного предмета в учебном плане;
4. Ценностные
ориентиры содержания предмета;
5. Планируемые
результаты освоения программы;
6. Содержание
учебного предмета;
7. Тематическое
планирование;
8. Материально-
техническое обеспечение образовательного процесса.
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
Школьники
научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила
речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении
(героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять
небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и
описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.
Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией
(сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
В данной программе планируемые результаты,
содержание учебного предмета, тематическое планирование конкретизированы для 1
класса.
|