Программа
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная
записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся МОУ Гремучинской СОШ №19— это комплексная программа
формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья
как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и
эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (утверждён 6 октября
2009г №373), примерной основной образовательной программы начального общего
образования, на основе норм САНПИНа 2010г.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни на ступени начального общего образования обусловлена наличием факторов,
оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
·неблагоприятные социальные, экономические условия;
·факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях,
которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого
к последнему году обучения;
· ухудшение здоровья детей и подростков всего населения страны в
целом;
·активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний,
установок, правил поведения, привычек;
- Отсутствие у детей опыта (нездоровья),
способности прогнозировать последствия своего отношения к здоровью;
-данная программа реализуется через
включение ребёнка в разные виды деятельности, способствующие успешной
социализации его в образовательном учреждении;
Программа разработана
с учётом психологических и психофизиологических характеристик возраста, опирается
на зону актуального развития.
Данная программа
предусматривает просветительскую работу с
родителями (законными представителями) обучающихся,
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к
разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни.
Задачи программы:
·сформировать представление о позитивных и негативных факторах,
влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных
эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в
азартных играх;
·дать представление с учётом принципа информационной безопасности
о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность,
инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах
возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других
психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
·сформировать представление об основных компонентах культуры
здоровья и здорового образа жизни:
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на
основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его
режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня,
учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять,
анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
·научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения,
позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
Организация
работы муниципального образовательного учреждения Гремучинской СОШ №19 по
формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два
этапа.
Первый этап — анализ состояния и
планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том
числе по:
·организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной
работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и
профилактике вредных привычек;
·организации просветительской работы образовательного учреждения с
учащимися и родителями (законными представителями);
Второй этап — организация работы
образовательного учреждения по данному направлению.
1.·Просветительско-воспитательная работа с обучающимися,
направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,
включает:
·внедрение в систему работы образовательного учреждения
дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности
здоровья и здорового образа жизни
·лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления
здоровья, профилактике вредных привычек;
·проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных
мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
·создание в школе общественного совета по здоровью, включающего
представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных
представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.
2.·Просветительская и методическая работа с педагогами,
специалистами и родителями (законными представителями), направленная на
повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение
уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и
укрепления здоровья детей, включает:
·проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.
п.;
·организация выставок научно-методической литературы;
·привлечение педагогов,
медицинских работников, родителей (законных представителей) к совместной работе
по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Программа реализуется учителем физической культуры, педагогами,
администрацией образовательного учреждения. Для реализации программы могут быть
привлечены медицинские работники, педагоги дополнительного образования,
родители.
Система работы включает требования к организации работы по данному
направлению, перечень мер, видов деятельности, направленных на обеспеченье
рациональной организации двигательного режима, нормального физического
развития, сохранение и укрепление здоровья школьника.
|